Суббота, 27.04.2024, 08:30
Приветствую Вас, Гость

Консультация для педагогов:

«Развитие коммуникативных навыков у дошкольниковв различных видах музыкальной деятельности».

     Ни для кого не секрет, что умение общаться с людьми является неотъемлемой частью полноценной жизни каждого человека, залогом его успешной социализации. А потому для становления личности дошкольника, развития его внутреннего мира, чрезвычайно важно общение со сверстниками и со взрослыми. В последние годы в связи с изменениями, происходящими в мире, ростом технического прогресса, ускорением темпа жизни, именно эта сторона жизни ребёнка становится наиболее уязвимой. Взрослые члены семьи, как правило, работают, обеспечивая материальное благополучие, а в арсенале детских развлечений всё большее место занимают телевизор и компьютер, порой предлагающие далеко не самые полезные для подражания примеры поведения, да и попросту, лишающие ребёнка живого общения. В результате, часто именно проблема общения становится едва ли не самой важной жизненной проблемой, лишающей человека возможности нормально учиться, работать и полноценно отдыхать.
    Специалисты насчитывают в наше время около 50 различных коммуникативных умений, необходимых для жизни в современном мире. Отмечается также, что для овладения многими из них сейчас люди посещают специальные курсы и проходят специальные тренинги, в то время, как ещё в Х1Х веке ими вполне владели выпускники гимназий.
    Дошкольный возраст – это именно тот важный период в жизни человека, когда закладываются основы наиболее необходимых для социализации умений, а потому достаточно серьёзную роль в формировании коммуникативных навыков играет детский сад и, в частности, музыкальная деятельность, как обладающая наиболее яркой эмоциональной палитрой.

      Начнём с приветствия. Здороваемся мы с детками обязательно «музыкально» - это распевание приветственных слов по 5-3-1 ступеням мажорного трезвучия: «Здравствуйте, ребята!»  Приветствие во время праздника, досуга может отличаться более игровой формой: «пушистый воздушный привет» от персонажа всем ребятам, приветствие-цепочка (хлопок по ладони одного ребёнка и последующая его передача другим детям), приветствие-песенка «добрым молодцам», «красным девицам», «всем, кто умеет топать ножкой», «всем, кто умеет хлопать в ладоши», ну и конечно же, «всем, кто любим улыбаться»! Таким образом, с первой же минуты музыкальное занятие, досуг, праздник неназойливо вырабатывает у детей привычку приветствовать друг друга добрым словом, улыбкой, дружественным жестом.

     Один из самых серьёзных видов музыкальной деятельности – слушание музыки. Умение слушать и слышать, понимать другого, следить за его мыслью, является базой для успешного взаимодействия. Именно слушая, ребёнок может решить для себя, что он понял и не понял, в какой помощи он нуждается, и соответственно, попросить что-то объяснить, повторить, высказать собственное мнение по поводу услышанного. И если в обычной речи внимание обращается, прежде всего, на вербальную сторону, то во время слушания музыки активно включается невербальное восприятие. А ведь психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Мы говорим о динамике (тихо или громко звучит музыка), тембре (высоко или низко), темпе (быстро или медленно), ритме музыкального произведения (простукиваем ритм песни или проговариваем слова в ритме разучиваемой песни) и замечаем, что именно эти составляющие невербальной системы являют собой индикатор чувств и эмоций. И вот перед нами «жалуется, плачет» больная кукла, вот гордый, стремительный смелый наездник, вот высказывает обиду на повара кисонька, а вот смеются веселящие детей клоуны… Ласковыми и грубыми, извиняющимися и прощающими, пугающими и ликующими, лёгкими и напряжёнными, таинственными и яркими, блистающими, застенчивыми и уверенными в себе предстают перед детьми персонажи музыкальных произведений, и ребята постепенно научаются сочувствовать, сопереживать, со радоваться им, начинают понимать, что и в жизни важно, с какой интонацией, в каком темпе звучит речь, когда нужно говорить тихо, а когда громко; когда медленно, а когда быстро, когда мягко, а когда жестко, чётко.  С какими эмоциями мы встречаемся – на всё это мы обращаем внимание во время слушания музыкального произведения.

    Не менее важно и то, что во время обсуждения прослушанного произведения, мы побуждаем ребёнка к освоению чрезвычайно необходимого умения – развёрнутого высказывания, когда дошкольник излагает свои мысли подробно и обстоятельно, наполняя при этом речь прилагательными и наречиями. Тут же мы обращаем внимание и на культуру общения – ведь не секрет, что детям свойственно выкрикивать, перебивать друг друга.

Также на занятиях, мы просто мимикой и жестами изображаем эмоции, настроения: грусть, печаль, злость, радость и т.д.

      Самым естественным видом деятельности дошкольника является игра. Играя на музыкальных занятиях, на вечерах досуга, ребёнок тоже приобретает навыки общения с людьми. В процессе всем известных музыкально-дидактических игр ребёнок может быть поставлен в условия необходимости взаимодействия с другими детьми. Особенно интересной может получиться игра, если дети будут участвовать в ней не каждый сам по себе, а в составе малых групп – по 3-6 человек. Внутри такой группы возникают условия для передачи и усвоения знаний и умений непосредственно от ребёнка к ребёнку, для оказания поддержки, помощи друг другу, уменьшается дистанция между детьми, начинает нарабатываться ситуационная терпимость (толерантность). В малой группе ребёнок постепенно научается прислушиваться к мнению своего ближайшего окружения, признавать, поддерживать его, согласовывать свои устремления с действиями товарищей.

(Например, во время утренника дети, играя в игру «Посади клумбу», оказывали помощь друг другу, поддержку. Если кто-то из детей неверно «сажал» цветок по цвету, ребята исправляли эту ошибку, перекидывали цветы в нужный обруч).
    Детям предоставляется возможность экспериментирования со звуками, импровизации.  Например, игра «Пропой мне слово», которая была показана на открытом занятии. Дети закрепляли понятия и слова, характеризующие зиму. Не просто их произносили, а бросая мяч, пропевали слово, так как хотели.
    В ходе подобной экспериментальной деятельности дети начинают тянуться, прислушиваться друг к другу, сопереживать неудаче друга, радоваться общим маленьким открытиям и победам.

      Но вот ребёнок берёт в руки музыкальный инструмент…,и мы обращаем внимание, что у каждого инструмента свой голос, своё настроение: барабан может сердиться, может командовать, звуки металлофона успокаивают, завораживают, бубен заставляет маршировать.  И вот получается не просто оркестр – а целый «музыкальный разговор», в котором тоже заложены крупицы невербального общения самих детей.

     Теперь обратимся к такому виду музыкальной деятельности как пение. Не случайно сказано: «Нам песня строить и жить помогает!» Начиная с самых простых песенок, потешек, попевок, мы закладываем в подсознание ребёнка маленькие кирпичики коммуникативных навыков. Особенно это проявляется в песенках-диалогах:
 

- Что ты белый Зайчик тут сидишь?

- Что скучаешь и грустишь?

- К нам скорей спеши малыш!

    Когда мы учим ту или иную песенку, мы обязательно поём не только ротиком, язычком. Поём глазками, ручками, головкой. Участвуют мышцы лица, задействуются органы дыхания. Всегда стараемся чётко проговаривать слова, применяя различные приемы. То шёпотом, но при этом утрированно артикулируя, то громко, то отхлопывая ритм, то закрыв глаза. Дети с радостью изображаю птиц, животных. Изображают характерные им звуки, движения. В процессе разучивания детям часто предлагается спеть песню или её часть в образе того или иного персонажа. И в процессе разучивания песен, ведётся речь о чувствах и поступках персонажей. Очень много новых слов и понятий узнают ребята. Развивается их активный и пассивный словарный запас. Например, в старшей группе при разучивании р.н.п. «Во кузнице». (Это слова – кузнец, наковальня, ковать, ковка, молот, кузня). И это только разучивая одну песню.

Пальчиковая гимнастика и стихи, сопровождаемые движением рук, развивают мелкуюмоторику, выразительность речи, речевой слух и речевую память). Например, пальчиковая гимнастика «Паучки», которая нравится детям.  Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами развивают внимание, слух, умения ориентироваться в пространстве.

  Известно, что танец был средством коммуникации ещё до появления вербального общения. Ощущения и чувства единения и гармонии в массовых танцах и сегодня дают людям эмпатическое понимание друг друга.
    Коммуникативные танцы со сменой партнёра, как правило, имеют простые фигуры и движения, доступны для исполнения в самых разных возрастных группах. С их помощью развивается лёгкость вступления в контакт детей друг с другом, инициативность, естественным образом снимаются зажимы, появляется чувство уверенности в себе, значимости в коллективе, поднимается уровень самооценки. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, дружественные жесты, способствуют развитию доброжелательности между детьми и, тем самым, нормализации микроклимата в детском коллективе. Доступность коммуникативных танцев позволяет использовать их и на занятиях, и на праздниках и вечерах досуга, подключать к участию в них родителей.

Конечно, развитие коммуникативных навыков на музыкальных занятиях, во многом зависит от профессионализма педагога, от умения и желания действительно научить детей посредством различных видов музыкальной деятельности, говорить, слушать, общаться, понимать и всему тому, что пригодиться им в будущем

    И пусть дети, которых мы воспитываем, не станут музыкантами, но, если музыка помогает им стать хорошими людьми и научиться жить среди людей – значит, мы работаем не зря.


Консультация для педагогов:

«Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости».

Жизнь человека насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Все эмоции и чувства, которые он испытывает - виды его субъективного отношения к действительности, переживания им того, что оказывается непосредственно в поле его восприятия.

Эмоции и чувства – понятия синонимичные, но не равнозначные.

Эмоции – это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску.

Чувства – это своеобразно выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности.

Эмоции играют важную роль в жизни детей.

Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний. А для ребенка эта задача становится еще более трудной. Дети не всегда понимают свои даже простые эмоции, тем более им трудно осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связи с внешним миром.

Особенности формирования и функционирования эмоциональной сферы в дошкольном возрасте давно признаны психологами важной проблемой.

Эмоциональная сфера дошкольника – важнейшая система, которая оказывает огромное влияние на психическую жизнь и поведение ребенка и очень важна для его психического и соматического здоровья.

История изучения эмоций дошкольников в российской психологии переживала период взлета, большого интереса и фундаментальных трудов, связанных с именами И.А. Сикорского, Н.Я. Грота, В.В. Зеньковского.

И.А. Сикорский в своей книге «Воспитание в возрасте первого детства» писал: «Достоверно только то, что чувства и аффекты появляются у детей значительно раньше, чем другие виды психических функций (например, воля, рассудок), и в известную пору составляют самую выдающуюся сторону их душевной жизни»

Психолог и педагог, богослов и философ В.В.Зеньковский в своей книге «Психология детства» отводит эмоциональным явлениям одно из первых мест по их значению в развитии ребенка. Эмоции, по В.В.Зеньковскому, - это, прежде всего сама естественность поведения ребенка, непосредственность, грация и свобода.

Психолог Л.С. Выготский в «Педагогической психологии» писал: «Можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать». По словам Л.С. Выготского, эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка.

Организация взаимодействия детей с искусством помогает ребенку выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: звуками, красками, движениями, словом. Огромная роль в развитии эмоциональной сферы дошкольников принадлежит музыке. С помощью музыки ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей; осуществляет художественное познание окружающего мира; реализует творческий потенциал.

В работах известных педагогов-музыкантов Э.Б. Абдуллина, Д.Б. Кабалевского, О.П. Радыновой, В.Г. Ражникова и др. в качестве незаменимого средства рассматривается музыка, подчеркивается особая значимость эмоционально-образной сущности музыки, её роль в становлении эмоциональной сферы личности.

Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка уже в первые месяцы жизни. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание, способен оживлённо реагировать на звуки весёлой музыки непроизвольными движениями, возгласами. Постепенно двигательные реакции ребёнка становятся более произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными.

В восприятии музыки главная роль принадлежит эмоциям как специфической реакции слушателя, вызывающей или духовное удовлетворение, или неудовлетворение, поэтому при слушании музыки у ребёнка возникают определённой силы положительные или отрицательные эмоции.

Развитие эмоциональной отзывчивости  происходит во всех видах музыкальной деятельности ребенка, но на первом месте стоит слушание различных по характеру музыкальных произведений.

Эмоциональная отзывчивость  у детей дошкольного возраста формируется и развивается в процессе слушания различных по эмоционально-образному содержанию произведений. Основным критерием доступности музыкальных произведений, отбираемых для слушания детьми дошкольного возраста, (помимо небольшой протяжённости звучания, привлекательности знакомых детям тем и сюжетов) является, по мнению О.П. Радыновой, соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту дошкольников, их способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа.

Учитывая живую реакцию малолетних детей на различные по характеру музыкальные произведения (плач и раздражение или радостная эмоция и успокоение), В.М. Бехтерев указывал на целесообразность использования в работе с детьми раннего возраста произведений, которые вызывают у детей положительные эмоции. В младшем возрасте применяются произведения весёлого, шутливого и светлого, спокойного, нежного характера. Постепенно представления детей о чувствах, выраженных в музыке, расширяются (тревожные, взволнованные, таинственные, скорбные, решительные и пр.). К старшему дошкольному возрасту эстетические переживания дошкольников углубляются, усложняются, обогащаются. Дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительность интонации.

Процесс слушания музыки несёт огромный положительный эмоциональный заряд, позволяет ребёнку «проживать» собственное эмоциональные переживания. Также в процессе слушания музыки ребёнок воспринимает выраженные в музыке эмоции.

Если ставится задача представить детям с помощью музыки тот или иной образ, то лучше это сделать на примере программных произведений.  Мировая музыкальная классика имеет целый пласт так называемой «детской музыки» – произведений, предназначенных для слушания и исполнения детьми, например, цикл детских пьес П. Чайковского «Времена года», С. Прокофьева, Р. Шумана и др. Эмоциональное состояние отражают и не программные пьесы.  Так, например, музыке композиторов-романтиков (Шуберта, Шопена, Листа, Мендельсона) свойственна передача тончайших нюансов эмоционального состояния.

Пути воспитания эмоциональной отзывчивости у дошкольников различны. Необходимо продуманными методическими приёмами привлекать детей к непосредственному выражению своих эмоций, через слово, мимику, жесты, пластику.

Активная природа ребёнка находит выражение в двигательных реакциях на звучащее музыкальное произведение. Придумывая движения под музыку, малыш конкретизирует музыкальный образ, делая его понятным в первую очередь самому себе. Движение становится для ребёнка средством восприятия музыки, понимания её характера. Поэтому движения успешно используются для осознания детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, чёткого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлётов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.). Эти свойства можно моделировать (моторно-двигательное уподобление характеру звучания музыки) с помощью движений рук (что доступно уже детям младшего возраста), танцевальных и образных движений.

Нужно объяснять  детям, что, выбирая движения, прежде всего, необходимо прислушиваться к характеру музыки. Для этого он должен своим исполнением ясно подчеркнуть смену характера музыки, передающей разные образы, найти выразительные интонации, исполнительские краски, делающие образ доступным восприятию. Лишь в этом случае можно говорить о слитности движений с характером музыки и об их выразительности. Метод уподобления характеру звучания музыки, о котором упоминалось выше, предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание эмоционально-образного содержания музыки.

В работе с детьми в процессе восприятия музыки могут быть использованы следующие виды уподобления музыке: моторно-двигательное (это музыкально-ритмические движения, танцы, изображение музыкального образа в пластике рук, мелкой моторике) словесное(описание сюжета произведения, характера музыки), вокальное(исполнение в характере песни, попевки; «выведение голосом» мелодии, чтобы побудить дошкольника подпеть), мимическое(изображают мимикой, лицом характер, эмоции , настроение произведения), темброво-инструментальное(умение услышать и различать звучание различных инструментов и голосов), тактильное(представляет собой прикосновение педагога к руке ребенка во время звучания музыки с одновременными тихими, выразительными пояснениями ее характера),интонационное, цветовое.  Их необходимо варьировать и сочетать друг с другом.

   Дети дошкольного возраста не умеют управлять своими эмоциями. Разные по характеру чувства у них мгновенно возникают и столь же быстро исчезают. По мере развития эмоциональной сферы они становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Знакомство с окружающим миром через музыку, через созданные композитором в произведении образы, дают дошкольникам прочувствовать всю гамму чувств, их оттенков, формируют и обогащают эмоциональный опыт.Дошкольник может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно- ролевой игре любые эмоциональные состояния.Дети учатся понимать не только свои чувства, но и переживания окружающих их людей, различать эмоциональные состояния по внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Эмоциональная отзывчивость на музыку составляет основу развития отзывчивости в реальной жизни, воспитания таких качеств личности, как доброта, душевность, чуткость, умение сопереживать другому человеку.


Подвижные игры для детей 3-4 лет

"Пузырь"
Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:
Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся.
Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг. Когда воспитатель скажет «пузырь лопнул», все дети опус¬кают руки, хором говорят «хлоп» и присаживаются на корточки.
Воспитатель предлагает надуть новый пузырь: дети встают, снова образуют маленький круг, и игра возобновляется. Вариант игры
После слов «Да не лопайся» дети не присаживаются, а воспитатель говорит: «Полетели пузыри». Дети разбегаются куда кто хочет (в пределах площадки), а воспитатель говорит: «Полетели, полетели, полетели!..»
В этом варианте игру можно повторить 3—4 раза.

"Воробушки и кот"
Дети стоят вдоль стен комнаты на скамеечках, на больших кубиках или в обручах, положенных на пол. Это — «воробышки на крыше» или в «гнездышках». Поодаль сидит «кошка», роль которой исполняет один из детей. «Воробышки полетели»,— говорит воспитатель. Воробышки спрыгивают с крыши или выпрыгивают из гнездышка и, расправив крылья, т. е. вытянув руки в стороны, бегают врассыпную по всей комнате. Кошка тем временем спит. Но вот она просыпается, произносит «мяу-мяу» и бежит догонять воробышков, которые должны спрятаться от нее на крыше или в гнездышках, заняв свои места. Пойманных воробышков кошка отводит к себе «в дом».
Котята и ребята.
Подгруппа детей изображает котят, остальные— их хозяева (у каждого 1—2 котенка). Котята на заборчике— на второй-третьей перекладинах лесенки. Хозяева сидят на скамейке. «Молока, кому молока»,— говорит воспитатель, подходит к хозяевам и делает вид, что наливает им молоко в кружки (мисочки, колечки, круги). Котята мяукают — просят молока. Хозяева выходят на площадку (за черту) и зовут: «Кис-кис-кис!» Котята слезают с заборчика и бегут пить молоко. Ребята — хозяева говорят: «Мохнатенький, усатенький, есть нач¬нет, песенки поет». С последним словом котята убегают, хозяева их ловят. Кто поймал котенка, меняется с ним ролью.
Правила: по сигналу влезать и слезать любым способом; - убегать после слова «поет»; ловить можно только до черты (на расстоянии двух шагов от заборчика).

"Наседка и цыплята"
Дети изображают «цыплят», а воспитатель — «наседку».
На одной стороне площадки огорожено веревкой место— «дом», где помещаются цыплята с наседкой (веревка натягивается между деревьями или двумя стойками на высоте 40—50 см).
Наседка подлезает под веревку и отправляется на поиски корма. Через некоторое время она зовет цыплят: «Ко-ко-ко-ко». По этому сигналу все цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют по площадке.
Когда воспитатель говорит «большая птица», все цыплята бегут домой.
Воспитатель говорит «большая птица» только после того, как все дети подлезли под веревку и немного побегали по площадке.

"Лягушки"
Посередине площадки чертят большой круг или кладут толстый шнур в форме круга. Группка детей располагается по краю круга, остальные садятся на стулья, расставленные по одной стороне площадки. Вместе с детьми, сидящими на стульях, воспитатель говорит следующие стихи:
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки,
Ква-ква-ква, ква-ква-ква,
Скачут, вытянувши ножки.
Дети, стоящие по кругу, подпрыгивают, изображая «лягушек». По окончании стихотворения дети, сидящие на стульях, хлопают в ладоши (пугают лягушек); лягушки прыгают в «болотце» — перепрыгивают через черту — и тихонько присаживаются на корточки.
При повторении игры роли меняются.
Правила: мяч останавливать руками, не допуская касания ног; долго не задерживать, стараться тут же откатить другому.

"Курочка и цыплята"
Дети располагаются за веревкой, подвешенной на высоте 25 см. Воспитатель-наседка зовет цыплят гулять. Они перешагивают через веревку и разбегаются по площадке. На сигнал «большая птица» убегают. Воспитатель в это время опускает веревку вниз.
Правила: перешагивать после сигнала, не толкаясь, удерживая равновесие на одной ноге; убегать после сигнала.

"Мишка идет по мостику"
На землю кладут доски (ширина 25 см, длина 2—2,5 м). За ними на высоте поднятой руки ребенка подвешивают на веревке ленточки. Соответственно количеству досок вызывают детей, они встают на четвереньки и по сигналу ползут до конца доски. Сходят с доски, подпрыгивают, снимают по одной ленточке—медведи достают малину. Когда все дети проползут, воспитатель предлагает побегать с ленточками по площадке. По сигналу все собираются, воспитатель вешает ленточки на веревку. Игра повторяется.
Правила: идти по скамейке на четвереньках (на ступнях и ладонях); доходить до конца доски.

"Кружись — не упади!"
В играх с ходьбой «Нам весело», «Парами на прогулку», «Солнышко и дождик» вводится кратко¬временное медленное кружение на месте.

"Шире шагай"
На площадке в 2—3 ряда раскладываются обручи (пластмассовые или плоские из фанеры диаметром 60 см), в каждом ряду 5—6 обручей. 2—3 детей по сигналу шагают из обруча в обруч. Дойдя до конца, подпрыгивают, хлопают в ладоши и возвращаются.
Правила: идти с промежуточным шагом в обруче, но не вы¬ходя за его края, не задевать за обручи.

"Солнышко и дождик"
Дети встают по кругу.-
«Смотрит солнышко в окошко, Идут по кругу.
Светит в нашу комнатку».
«Мы захлопаем в ладоши, Хлопают стоя на месте.
Очень рады солнышку.
Топ-топ-топ-топ! Ритмично притопывают на
Топ-топ-топ-топ! месте.
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Ритмично хлопают в ладоши,
Хлоп-хлоп-хлоп
На сигнал «дождь идет, скорей домой» дети убегают. Воспитатель говорит «Солнышко светит», Игра повторяется.

«Найди свой домик »
Дети сидят вдоль стороны площадке или комнаты. По сигналу воспитателя «Пойдемте гулять» дети расходятся по площадке кто куда хочет. По слову воспитателя «домой» все бегут обратно и занимают любое свободное место. Затем игра повторяется. 

«Мыши и кот»
Дети- «мышки» сидят в «норках»- на стульчиках или скамейке, поставленной вдоль стен комнаты ,или сторонам площадки в одном из углов площадки сидит «кошка», роль которой исполняет воспитатель. Кошка засыпает и только тогда мышки разбегаются по комнате. Но вот кошка просыпается , мяукает и начинает ловить мышат, которые бегут в свои норки и занимают свои места на стульчиках. После того как все мышки вернулись на свои места, кошка еще раз проходит по комнате, а затем возвращается на свое место, засыпает и игра повторяется.
Воспитатель может использовать в игре игрушечную кошку.

«Поезд»
Дети стоят в колонне по одному по одной стороне площадки или вдоль стены комнаты. Первый стоящий в колонне- «паровоз» , остальные «вагоны». Воспитатель дает гудок, и дети начинают двигаться вперед; вначале медленно ,затем быстрее и наконец переходят на бег ( при медленном движении могут произносить звук «чу-чу-чу») .»Поезд подъезжает к станции»,-говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются.
Воспитатель регулирует темп и продолжительность движения детей.
Первое время воспитатель сам ведет колонну, а затем ставит впереди более активного ребенка. «Птички в гнездышках»
В разных концах площадке или сторон комнаты устанавливается 3-4 «гнезда» (ставятся стульчики или чертятся большие круги). Дети- «птицы» размещаются в гнездах. По сигналу воспитателя птицы вылетают из своих гнезд и разлетаются по всей площадке. Воспитатель кормит птиц то на одной то на другой стороне площадки. Дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям (клюют корм). После слов воспитателя «птицы в гнезда» дети бегут на свои места. 

«Лохматый пес»
Один из детей изображает «пса» ; он ложится на коврик на живот, голову кладет на протянутые вперед руки. Остальные дети тихонько подходят к нему под чтение воспитателем стихов:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет , не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим что-то будет.
Пес вскакивает начинает лаять .дети разбегаются. Пес гонится за ними. Когда все дети разбегаются и прячутся, пес опять ложиться на коврик. Игра повторяется с новым водящим.

«Воробушки и кот»
Дети стоят вдоль стен на скамеечках на больших кубах или в обручах , положенных на пол. Это- «воробушки на крыше» или «в гнездышках».Поодаль сидит «кошка» , роль которой исполняет один из детей. «Воробушки полетели»,- говорит воспитатель. Воробушки спрыгивают с крыши или выпрыгивают из гнезда и ,расправив крылья, т.е вытянув руки в стороны , бегают в рассыпную по комнате. Кошка тем временем спит. Но вот она просыпается, произносит «мяу-мяу» и бежит догонять воробушков, которые должны спрятаться от неё на крыше или гнёздышках, заняв свои места. Поймав воробушков кошка отводит к себе в дом.

«Лягушки»
Посередине площадке чертят большой круг или кладут шнур в форме круга. Группка детей располагается по краю круга , остальные сидят на стульчиках, расставленные по одной стороне площадки. Вместе с детьми, сидящими на стульчиках, воспитатель говорит следующие слова:
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки,
Ква-ква-ква , ква-ква-ква ,
Скачут вытянувши ножки.
Дети стоящие по кругу подпрыгивают, изображая лягушек. По окончании стихотворения ,сидящие на стульчиках, хлопают в ладоши (пугают лягушек); лягушки прыгают в болотце перепрыгивают черту – и тихонько присаживаются на корточки. 

«Наседка и цыплята»
Дети изображают «цыплят». А воспитатель- «наседку». На одной стороне площадке огороженной веревкой место – «дом», где помещаются цыплята с наседкой (веревка натягивается между деревьями или двумя стойками на высоте 40-50 см). Наседка подлезает под веревку и отправляется на поиски корма. Через некоторое время она зовет цыплят: «ко-ко-ко-ко». По этому сигналу все цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют по площадке. Когда воспитатель говорит «большая птица», все цыплята бегут домой.
Воспитатель говорит «большая птица» только после того, как все дети подлезали под веревкой и немного побегали.

«Береги предмет»
Играющие образуют круг. Один из играющих находится в середине круга (водящий), остальные стоят, несколько расставив ноги и держа руки за спиной (и.п) . У ног каждого ребенка лежит кубик ( или другой предмет). Водящий старается взять этот кубик. Желая уберечь его, играющий приседает, закрывает кубики руками и не дает до него дотронутся . Как только водящий отходит, играющий встает. 

«Огуречик»
В одном конце площадке – воспитатель «ловишка», в другом дети . дети приближаются к ловишке прыжками на двух ногах под приговорку, произносимую воспитателем:
Огуречик, огуречик ,
Не ходи на тот конечик:
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
По окончанию слов дети убегают на свои места, ловишка их ловит.

«Найди свой цвет»
Дети получают флажки 3-4 цветов : один- красного, другие – синего, третьи – желтого, и группируются по 4-6 человек в разных углах комнаты. В каждом углу воспитатель ставит на подставке цветной флажок (красный, синий, желтый).
По сигналу воспитателя «идем гулять» дети расходятся по площадке группками или в одиночку. По сигналу воспитателя «найди свой цвет» дети бегут к флажку соответствующего цвета. «Найди себе пару»
Для игры нужно приготовить флажки по количеству детей. Половина флажков одного цвета – остальные другого. Дети получают по одному флажку. По сигналу воспитателя дети разбегаются по площадке. По другому си