Суббота, 27.04.2024, 08:39
Приветствую Вас, Гость

Как правильно учить стихи с детьми

Скоро наступит пора проведения детских утренников. Родители будут учить с детьми стихотворения к празднику. К сожалению, не все дети легко запоминают стихотворения. Перед родителями встаёт вопрос, как сделать так, чтобы ребёнок запомнил стихотворение быстро и без труда. Вот некоторые советы, как правильно учить стихотворение с детьми

Ребенок не всегда хочет учить стихи. Он может отказываться под разными предлогами: "Я не смогу", "Я не хочу", или просто без объяснений взять и уйти заниматься своими делами. В этом случае надо успокоить ребенка. "Хорошо, — соглашаемся мы, — учить стихотворение мы не будем. Давай просто я буду рассказывать, а ты за мной повторяй". Обязательное условие, которое надо помнить: рассказывать можно только по одной строчке стихотворения.

Вот некоторые советы, как правильно учить стихотворение с детьми

- Обязательно прочитайте стихотворение сами, прежде чем начать учить или разыгрывать его.

- Затем надо прочитать стихотворение ребёнку несколько раз (от 2 до 3 раз). Необходимо следить за правильностью речи, чёткостью. Помните: взрослый – образец для ребенка! Читайте медленно, с выражением, помогая малышу почувствовать настроение и как можно лучше понять, что происходит в стихотворении. Во время чтения можно помогать себе жестами, изображая для ребенка всю историю.

- После чтения обсудите вместе стихотворение. Спросите у ребенка, о чем оно, кто из героев ему понравился, почему они так себя вели, что произошло с ними потом. Убедитесь, что ребенок понял смысл стихотворения, можно даже прочитать ему его еще раз. Если есть непонятные слова, разъясните их ребенку, иначе он не запомнит их. Выясняется это довольно просто: при повторении малыш будет либо путать непонятное слово, либо вообще откажется повторять строчку, где есть непонятная для него фраза.

- Когда все непонятные слова разъяснены, начинается сам процесс заучивания. Сначала повторяется первая строчка стихотворения. И до тех пор, пока ребенок не начнет рассказывать эту строчку без запинки, ко второй приступать не следует. Когда одна строчка запомнилась, можно начинать учить вторую. Когда и вторая строчка повторяется легко и без запинки, соединяем две строчки. И теперь рассказываем сразу две строчки, опять же до тех пор, пока ребенок не начнет сам рассказывать эти две строчки. Затем можно приступать к третьей и так далее.

- Можно разделять стихотворение и по смысловым фразам, главное, чтобы не пришлось повторять сразу много. Таким образом, незаметно для себя, ребенок сможет выучить все стихотворение.

- Можно брать игрушки и устраивать представления: сажаете их в круг, одну игрушку берете на "сцену" — пусть она расскажет стихотворение для остальных. А потом каждая игрушка будет повторять одну-две строчки своим, отличным от остальных, голосом. Так ребенок легко включится в игру. Поэтому для ребенка весь процесс запоминания пройдет незаметно для него самого. Стоит учесть, что не стоит учить с ребенком больше двух строчек в один день. Неделя — вполне нормальный срок, чтобы выучить к празднику нужное стихотворение. Вместе с ребенком разыграйте стихотворение: вслух читайте по строчке и жестами или в виде сценки изображайте, что происходит. Пусть ребенок повторяет за вами - двигательная память поможет запомнить стихотворение точнее. В этой игре можно задействовать папу или бабушку. Чем больше народа, тем веселее.

- Можно вылепить героев стихотворения из пластилина.

- Можно нарисовать стихотворение вместе с ребенком, а вы напишите на рисунке имя автора и название произведения. Это может быть одна картинка, а может быть целая серия небольших зарисовок. Из таких памяток – иллюстраций можно составить книжку, рассматривая которую ребёнок может вспомнить и прочитать наизусть выученные стихотворения. А еще лучше - составьте несложную опорную схему стихотворения.

- Для заучивания стихотворения можно использовать мячик: Вы говорите строчку и бросаете мячик ребенку. Он повторяет строчку и бросает мяч вам обратно. Вы говорите следующую строчку и опять бросаете мяч и так далее. Когда ребенок познакомится со стихотворением поближе, можно бросать мяч на каждое слово. В этом случае ребенок не повторяет за вами слова, а каждый из вас говорит следующее слово в момент, когда мяч оказывается у него в руках. Можно «нанизывать» строчки стихотворения , как бусы.

- Чтобы стихотворение училось легко, отдайтесь его ритму. Делайте с ребенком движения под ритм стихотворения. Тут подойдут шаги, плавные движения руками, качание туловищем и так далее.

- Когда стихотворение или его часть выучена, похвалите вашего дошкольника и отложите работу. Можно повторить с ним стихи через полчаса, перед сном или утром – вам решать, когда ребенок будет готов. Попросите рассказать стихотворение бабушке, папе, любимой игрушке, чтобы уложить ее спать. Или начните рассказывать сами, а потом «забудьте» строчку и попросите малыша вам помочь. Такая завуалированная форма проверки поможет ребенку не бояться сбиться или что-то напутать.

- Возвращайтесь к стихотворению, пока ребенок не будет рассказывать его полностью и очень уверенно.

Не забудьте похвалить вашего малыша!!!

Логопед о развитии фонематического слуха и фонематического восприятия. Рекомендации. Упражнения.

«Ребенку скоро три года, говорит мало слов», «Ребенок в 6 лет заменяет звук р на л», «Малышу 2 года, не выговаривает Р,Ш,С,Ч», «Ребенку 4 года, не выговаривает некоторые согласные звуки. Нужен ли логопед? Или стоит еще подождать?» «Не произносит шипящие звуки...», "Во рту будто каша", "Пропускает звуки, слоги", "Заменяет многие звуки речи другими" - типичные жалобы, с которыми родители приходят к логопеду на консультацию и занятия. Одна из причин нарушения речи – недоразвитие слухового внимания и памяти, недоразвитие фонематического слуха.

Что же такое фонематический слух?

Фонематический слух - это восприятие звуков речи, узнавание и их различение.

При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал- что-то правильно, а что-то очень приблизительно. Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и, в дальнейшем, к неправильному произношению (например: дом-том, рак-лак, лук-люк, жук--щук). «Миска» превращается в «мишку», «Саша» в «Саса-Шаша» или «лебедь» в «мепеть», «Мишина машина» в «мыши на машине» и т.д.

Часто с понятием фонематический слух специалисты употребляют и понятие фонематическое восприятие.

Фонематическое восприятие - способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, умение определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в начале слова? Какой гласный звук находится в середине слова?» Какой согласный звук находится в конце слова?»

Фонематическое восприятие - первая ступень в овладении ребенком элементами грамоты. В его основе лежит фонематический слух.

Если у ребенка недостаточно сформированы фонематический слух и фонематическое восприятие, то это может помешать, в дальнейшем, овладению процессами чтения и письма, т. е. ребенок при чтении и письме может допускать следующие ошибки:
1. Замены звонких согласных парными глухими и наоборот(«томик»вместо «домик», «удюг» вместо «утюг»)
2. Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»).
3. Замены свистящих звуков (С, З, Ц шипящими Ш, Ж, Щ, Ч) («сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля» и т.д.)
4. Разнообразные буквенные замены в группе сонорных гласных ( Р, РЬ, Л,ЛЬ)

Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предвосхитить возникновение речевых нарушений. Если же нарушение уже имеется, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.


  • с вашим ребенком! Предлагаю вашему вниманию игры для развития фонематического слуха и фонематического восприятия у детей 5-6 лет.


Игра «Сколько звуков»

Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

Игра «Выдели звук»

Предложите ребенку хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда он услышит слова с заданным звуком.

Например, нужно выделить звук «с». Подбор слов: санки, шапка, маска, малина, стол, шахматы.

Игра «Похлопаем»

Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант- заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.

Игра «Какое слово не подходит?»

Взрослый предлагает ребенку послушать ряд слов и назвать то, которое отличается от остальных:

Шар –жар – веник – пар

Каток –моток –поток –дым

Каша –гном –Маша -Даша

Игра «Какой звук есть во всех этих словах?»
Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

Игра «Отгадай слово»

Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком — нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» ( .мпа, мы.о, .ук, ку.ак).

Игра «Подумай, не торопись»
Предложите ребенку несколько заданий на сообразительность :
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...)
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а.
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Какое слово заканчивается на звук "А"; какое слово начинается на звук "С" и т.д.
Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.

Игра «Исправь ошибку»

Вы читаете ребенку строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Ребенок находит ошибку в стихотворении и исправляет её.

Хвост с узорами, Сапоги со шторами (шпорами).

Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том (дом).

За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят (почках).

Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд (лед).

Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук (жук)
С длинными усами.

Закричал охотник: «Ой! Двери гонятся за мной!» (звери).

Эй, не стойте слишком близко. Я тигренок, а не миска (киска).

Тает снег, течет ручей, На ветвях полно врачей (грачей).

Ехал дядя без жилета, Заплатил он штраф за это (билета).

Мама с бочками пошла По дороге вдоль села (с дочками).

На поляне весной Вырос зуб молодой (дуб).

На пожелтевшую траву Роняет лев свою листву (лес).

На глазах у детворы Крысу красят маляры (крышу).

Фруктов в корзине не счесть: Яблоки, груши, бараны там есть (бананы).

Игра «Прохлопай слово»

Цель: учить делить слова на слоги.
Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например, ма-ли-на (3 слога).
Напоминаю правило русского языка: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». Для определения количества слогов можно использовать и такой прием: кулачки прижать к подбородку и произносить слово по слогам, как бы ритмизируя его. Сколько раз подбородок опустился вниз (произнося гласные), столько и слогов в слове.

 

Игра «Где живет звук?»

Цель: научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в слове.

Материал: картинки, в названии которых слышится один из звуков (например, звук «л» - ложка, лодка, белка, молоток, стол, пенал и т.д.). Домики (символы слов) с тремя «подъездами»: 1 подъезд- звук находится в начале слова, 2 подъезд- в середине слова, 3 подъезд- в конце слова.
Ребенок берет одну из картинок, называет его вслух и определяет, где он слышит, например, звук "л": в начале, середине или в конце слова. Затем кладет эту картинку под соответствующий символ-домик.

Определить место звука в слове ребенок может потом и на слух, нужно лишь выделять нужный звук в слове, произносить его более длительно.

Например:

- Где находится звук «ш» в слове маш-ш-ш-ш-ина?

- В начале, в середине, или в конце слова?

Игра «Угадай слово»

Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово целиком.

Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных.

Например:

с-у-п, к-о-т, р-о-т, н-о-с, п-а-р, д-а-р, л-а-к, т-о-к, л-у-к, с-ы-р, с-о-к, с-о-м, ж-у-к, ч-а-с

р-о-з-а, к-а-ш-а, Д-а-ш-а, л-у-ж-а, ш-у-б-а, м-а-м-а, р-а-м-а, в-а-т-а, л-а-п-а, н-о-т-ы, ш-а-р-ы

п-а-с-т-а, л-а-п-ш-а, л-а-с-т-ы, к-о-с-ть, м-о-с-т, т-о-р-т, к-р-о-т , л-а-с-к-а, п-а-р-к, и-г-р-а и т.п.

Игра «Послушай и назови нужное слово»

Взрослый читает стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, ребенок должен назвать слова, в которых есть заданный звук.

Звук «Ж»

Жук жужжит в железной банке –
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука.

Звук «З»

– Заяц, заяц, чем ты занят?
– Кочерыжку разгрызаю.
– А чему ты, заяц, рад?
– Рад, что зубы не болят.

Игра «Шутки-минутки»

Цель: Совершенствовать умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Развивать фонематический слух. Развивать чувство юмора

Взрослый читает ребенку строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Ребенок находит ошибку и исправляет её.

Хвост с узорами,
Сапоги со шторами.
Кот плывёт по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Божья коробка, полети на небо,
Принеси нам хлеба.

Желаю успеха!