Суббота, 27.04.2024, 12:16
Приветствую Вас, Гость

 

Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики.

Уважаемые родители!

Если ваши дети занимаются на логопункте, вы уже знаете, что для закрепления навыков, полученных на логопедических занятиях в детском саду, необходимо выполнять домашние задания. Задания и рекомендации логопеда записываются в тетради, которую в начале недели нужно приносить в детский сад, а в конце недели забирать. В тетради ребенка вы обязательно увидите комплексы артикуляционных упражнений, которые нужно выполнять регулярно, пока идет постановка звуков. Так что же такое артикуляционная гимнастика и как правильно организовать ее проведение, чтобы она оказала ребенку максимальную помощь в постановке звуков?

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, - чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция – автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. В начале обучения не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Перед началом выполнения взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы, и показывает выполнение упражнения.

6. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

7. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

8. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, можно намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

9. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

10. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.


Для развития подвижности органов артикуляционного аппарата разучите и выполняйте комплекс артикуляционной гимнастики:

«Лягушка»

 

Широко улыбнуться, зубы не показывать. Удерживать в таком положении под счет до 5.

 

Вот понравится лягушкам,

тянем губы прямо к ушкам.

Потяну, перестану

И нисколько не устану.

    

«Заборчик»

Улыбнуться, показать верхние и нижние зубки. Удерживать в таком положении под счет до 5.

 

Подъезжает шофёр,
Ну, а впереди – забор.
Тормозит и назад.
И так восемь раз подряд.

   

«Хоботок»

Рот приоткрыть. Губы округлить и немного вытянуть вперед, без напряжения. Нижняя челюсть неподвижна. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10.

 

Подражаю я слону,

Губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

        

«Бегемотик»

Широко раскрыть рот. Удерживать в таком положении под счет до 5.

Повторить упражнение несколько раз.

 

Широко откроем рот-

Булки просит бегемот!

   

«Иголочка»

Узкий, напряженный язык высунуть как можно дальше. Удерживать его в таком положении под счет до 5.

 

Язык в иголку превращаю,

Напрягаю и сужаю.

Острый кончик потяну,

До пяти считать начну!

1, 2, 3, 4, 5- Язык можно убирать!

   

«Змейка»

Рот широко открыть. Узкий, напряженный язык высунуть как можно дальше и спрятать глубоко в рот. Повторить несколько раз.

 

А у змейки язычок

Узок, тонок, как сучок.

Ходит-ходит взад-вперед:

Как же он не устает?

   

«Месим тесто»

Высунуть широкий язык между губами и пошлепать его губами: «пя-пя-пя».

Повторить несколько раз.

            

 

«Блинчик» или «Лопатка»

Широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10. Повторить несколько раз.

 

Язык лопаткой положи

И под счёт его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!


          

«Расческа»

Губы в улыбке, зубы видны. Язык прикусить зубами. Двигать языком вперед – назад, не разжимая зубов. Повторить 8-10 раз.

 

С волосами я дружу, их порядок привожу.

Благодарна мне прическа, а зовут меня – расческа!

  

«Вкусное варенье»

Открыть рот. Широким языком «слизывать» варенье с верхней губы.

Повторить несколько раз.

 

Как будто варенье лежит на губе-

Слижу его «чашечкой» в ротик себе!

  

«Чашка»

Открыть рот. Язык широкий. Тянемся боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаемся их. Язык в форме «чашечки». Удерживать в таком положении под счет от 10 до 15.

 

Улыбаюсь - рот открыт:

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края-

Вот и «чашечка» моя!

  

«Часики»

Рот приоткрыть, узкий язычок кончиком толкает поочередно правый -

левый угол рта. Повторить 8-10 раз.

 

Маятник туда - сюда
Делает вот так: «Раз – два»

  

«Качели»

Открыть рот. Попеременно кончик язычка стучит то в верхние, то в нижние зубы с внутренней стороны под счет «раз» -«два». Повторить 8-10 раз.

 

На качелях я качаюсь

«вверх»- «вниз», «вверх» - «вниз»,

Я до крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз!

  

«Киска» или «Горка»

Открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы, а спинка языка касается верхних зубов. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10.

На скамейке у окошка

улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает-

Кошка спинку выгибает!

 

Вот так горка – что за чудо!

Выгнулся язык упруго!

Кончик в зубки упирается-

Спинка кверху устремляется!

      

«Киска сердится»

 

Покусать язык зубами, удерживая его в положении «Киска»

Повторить несколько раз.

«Чистим зубки»

Открыть рот, губы в улыбке. Кончиком языка «чистим» сначала верхние зубы, затем нижние. Повторить несколько раз.

 

Зубки верхние – смотри,

Чищу чашкой изнутри!

А теперь –нижние:

Ходит «горка» влево-вправо,

Чистит зубки очень браво!

  

«Парус»

Открыть рот. Кончик языка поднять к бугоркам (альвеолам) за верхними зубами. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10.

 

Улыбаюсь - рот открыт:

«Парус» там уже стоит.

Прислоню язык, смотри,

К зубкам верхним изнутри.

 

«Маляр»

Открыть рот. Кончиком языка проводим по небу от верхних зубов к горлу. «Красим потолок», не торопимся, движения «назад» -«вперед». Повторить

8-10 раз.

 

Красить потолок пора-

Пригласили маляра.

Челюсть ниже отпускаем,

Язык к небу поднимаем.

Поведем вперед-назад-

Наш маляр работе рад!

  

«Индюк»

Открыть рот. Быстро двигать кончиком языка по верхней губе. Получается: «бл-бл-бл…» Повторить несколько раз.

 

Широко открыт мой рот,

Язычок - назад-вперед.

Лижет «чашечкой» губу

И «болбочет» на бегу.

   

«Лошадка»

Открыть рот. Губы в улыбке. Пощелкать кончиком языка.

Следить за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Повторить несколько раз.

 

Я – веселая лошадка,

Темная, как шоколадка,

Язычком пощелкай громко-

Стук копыт услышишь звонкий!


  

«Грибок»

Открыть рот. Широкий язык всей плоскостью присосать к нёбу.

Язык будет напоминать тонкую шляпку, а связка – ножку гриба.

Удерживать в таком положении под счет от 10 до 15.

 

На тонкой ножке вырос гриб,
Он не мал и не велик.
Присосался язычок!
Несколько секунд – молчок!

  

«Гармошка»

Сделать «Грибок». Не отрывая языка от неба, открывать и закрывать рот, как будто растягиваем меха у гармошки. Повторить несколько раз.

 

Непослушный язычок
Делает вот так – молчок!
Челюсть нижняя вниз
Это вовсе не каприз.
Гармошку делать продолжаем!
Рот закрываем, открываем.

  

«Барабанщики» или «Дятел»

Рот открыть, показать зубы. Кончиком языка энергично стучать за верхними зубами: Д-Д-Д-Д-Д. Рот не закрывать. Выполнять 10-15 секунд. Повторить несколько раз.

 

За зубами в бугорок

Бьет широкий язычок!

    

«Моторчик»

Губы в улыбке. Рот открыт.

Язык стучит кончиком в верхние зубы со звуком д-д-д.

Темп очень быстрый.

В это время соской или ватной палочкой, или чистым указательным пальцем ребенка, или концом зубной щетки быстро проводим под языком слева направо. Слышится звук р-р-р.